Суды рассмотрели спор ГЖИ с владельцем квартиры о наказании за самовольное переоборудование помещения. Читайте разъяснения по поводу срока давности привлечения к ответственности за такие нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, «переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме».
Отсюда следует, что установка индивидуальной системы отопления является переустройством помещения в многоквартирном доме. Для проведения таких работ требуется согласование с органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1.6 Правил № 170, после переоборудования помещения в МКД собственник должен внести соответствующие изменения в техническую документацию по дому.
Теплоснабжающая организация пожаловалась в Госжилинспекцию Саратовской области на несоблюдение жилищного законодательства одним из жителей многоквартирного дома. ГЖИ провела выездную внеплановую проверку и выявила, что владелец отключил помещение от системы центрального отопления и установил в нём газовый котёл.
Порядок переустройства жилых помещений регламентируется Правилами № 170. Такие работы можно выполнять только с разрешения органа местного самоуправления. А если переоборудование произведено самовольно, собственник обязан привести помещение в исходное состояние.
Так как владелец квартиры не предоставил документы, разрешающие переоборудование, инспектор составил акт о нарушении, и собственника привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ – назначили штраф в размере 2 000 рублей. Нарушитель не согласился с таким решением и обратился в суд с просьбой отменить наказание.
Кировский районный суд города Саратова в решении от 23 марта 2022 года признал владельца квартиры виновным в нарушении и оставил в силе постановление ГЖИ. В решении судья указал, что собственник помещения не получил разрешения на переустройство и не внёс соответствующие изменения в технический паспорт квартиры. Из этого суд сделал вывод, что установка газового котла была незаконной.
Истец подал апелляционную жалобу, но областной суд поддержал доводы коллег (решение Саратовского областного суда от 27.05.2022 по делу № 21-254/2022). Он сослался на положения Правил № 170 и Правил № 354.
В п. п. «в» п. 35 Правил № 354 указано, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать отопительные приборы, предусмотренные проектной и, или технической документацией на дом.
Апелляционный суд жалобу не удовлетворил, а решение районного суда оставил в силе. Тогда истец обратился в кассационный суд, который указал на неучтённые ранее обстоятельства дела.
Первый кассационный суд общей юрисдикции с предыдущими инстанциями не согласился. Он указал, что в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к ответственности за административные правонарушение по ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ – два месяца.
Согласно имеющимся документам, индивидуальный пункт отопления был установлен в доме летом 2004 года. Это подтверждается строительными паспортами оборудования, актами о приёмке работ и об установке газового счётчика.
Кассационный суд указал, что с момента переустройства до вынесения постановления прошло больше двух месяцев. Из этого следует, что срок давности привлечения собственника к ответственности прошёл. Отсюда суд сделал вывод, что предыдущие инстанции не правы, и отменил штраф (постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 16-7989/2022).
УО, ТСЖ и РСО следует помнить, что привлечь собственника к ответственности за такое нарушение можно не позднее двух месяцев со дня проведения работ. Поэтому важно своевременно обращаться в ГЖИ, если возникли подозрения, что кто-то из жителей самовольно переоборудовал квартиру.